ЭКОНОМИКА 10 КЛАСС (профильный уровень)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по экономике для 10 класса составлена на основе примерной программы для учащихся, изучающих профильный курс экономики, и соответствует федеральному компоненту государственного стандарта (основного) общего образования
Рабочая программа для 10 класса рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю). При этом в ней предусмотрена организация повторения и проведение практического занятия в разделе IV «Рынки факторов производства», т.к. этот раздел является базовым в организации производства.
Из Части 4 «Прикладной экономики» в 10 классе предполагается изучить Раздел I «Бизнес и предпринимательство» для того, чтобы не нарушать последовательность изучения материала и иметь возможность для практического применения знаний и создания учащимися собственного бизнес-проекта.
Часть 1. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЭКОНОМИКИ (11 часов)
Введение в экономику (2 часа)
Что означает термин «экономика». Экономическая наука, ее предмет. Экономические модели. Предпосылка рационального поведения. Микроэкономика и макроэкономика. Экономическая теория и прикладная экономика. Экономическая наука и экономическая политика.
Альтернативная стоимость и факторы производства (4 часа)
Потребности, блага и услуги, ресурсы. Ограниченность ресурсов. Экономические и неэкономические (свободные) блага. Проблема выбора. Альтернативная стоимость (альтернативные издержки. Кривая (граница) производственных возможностей. Факторы, влияющие на форму и сдвиги кривой производственных возможностей. Закон возрастающих альтернативных издержек.
Факторы производства: труд, земля, капитал и предпринимательские способности. Факторные доходы: заработная плата, рента, процент и прибыль.
Специализация, обмен, абсолютные и сравнительные преимущества (3 часа)
Специализация и разделение труда. Обмен и взаимозависимость. Почему торговля рождает богатство. Абсолютные и сравнительные преимущества. Выгоды добровольного обмена. Условия взаимовыгодной и безубыточной торговли.
Экономические системы, собственность, рациональность и стимулы (2 часа)
Понятие экономической системы. Традиционная, командная и рыночная экономические системы. Смешанная экономика. Эволюция экономических систем.
Понятие собственности. Владение, пользование и распоряжение. Формы собственности. Объекты собственности.
Часть 2. МИКРОЭКОНОМИКА (38 часов)
Раздел I. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ (8 часов)
Спрос (4 часа)
Понятие рынка. Рынок одного товара.
Спрос. Величина спроса. Шкала спроса, кривая спроса. Закон спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффекты Гиффена и Веблена. Факторы, формирующие спрос.
Эластичность спроса по цене. Точечная и дуговая эластичность. Эластичный и неэластичный спрос. Эластичность спроса по доходу. Нормальные и инфериорные блага. Товары первой необходимости и товары роскоши. Перекрестная эластичность спроса.
Предложение (2 часа)
Понятие предложения. Величина предложения. Функция предложения, кривая предложения и шкала предложения. Закон предложения. Индивидуальное и рыночное предложение. Время и предложение: мгновенный, краткосрочный и долгосрочный периоды. Эластичность предложения по цене. Факторы, формирующие предложение: цены факторов производства и новые технологии, налоги и субсидии.
Рыночное равновесие (2 часа)
Функционирование рынка. Рыночное равновесие. Равновесная цена и равновесный объем продаж. Влияние изменений спроса и предложения на рыночное равновесие. Взаимосвязь рынков. Роль информации на рынке.
Прямое и косвенное вмешательство государства в ценообразование. Предельные и фиксированные цены. Избыточное предложение. Избыточный спрос.
Бухгалтерские и экономические издержки и прибыль (3 часа)
Фирма в экономической теории. Цели фирмы.
Бухгалтерские (внешние или явные) издержки. Амортизационные отчисления. Выручка. Бухгалтерская прибыль: валовая и чистая. Внутренние (неявные) издержки. Нормальная прибыль. Экономические издержки. Экономическая прибыль. Необратимые издержки.
Теория производства (5 часов)
Фирма как производственная функция. Производительность ресурсов (факторов производства). Производительность труда. Измерение и факторы производительности труда.
Показатели выпуска фирмы: общий, средний и предельный продукт переменного фактора производства. Закон убывающей отдачи.
Фиксированные (постоянные) и переменные издержки. Функции издержек: общие, средние, средние переменные и предельные издержки. Кривые издержек в краткосрочном периоде. Обоснование формы кривых издержек. Эффект масштабаПредельная выручка фирмы. Максимизация прибыли.
Совершенная конкуренция (3 часа)
Условия совершенной конкуренции. Конкурентная фирма, максимизация ее прибыли. Предложение конкурентной фирмы в краткосрочном периоде.
Долгосрочное равновесие на рынке совершенной конкуренции. Прибыль и поведение конкурентной фирмы в долгосрочном периоде.
Рынки, близкие к совершенной конкуренции.
Монополия (3 часа)
Природа монополии. Виды монополий. Естественные монополии. Причины возникновения монополий. Монополии в России.
Сравнительный анализ монополии и совершенной конкуренции. Монопольная прибыль. Социальная цена монополии. Условие прекращения производства монополией. Цена, издержки и эластичность спроса на монопольном рынке. Ценовая дискриминация.
Монополистическая конкуренция, олигополия и монопсония. Антимонопольное законодательство (4часа)
Природа олигополии. Поведение олигополистов. Нескоординированная олигополия. Молчаливый сговор. Лидерство в ценах. Явный сговор (картель).
Природа монополистической конкуренции. Дифференциация продукта. Рыночная власть покупателей. Монопсония. Простейшая модель монопсонии. Особенности ценообразования в условиях монопсонии.
Количественные методы оценки структуры рынка. Коэффициент Лернера. Измерение уровня концентрации в отрасли.
Роль крупного бизнеса в прогрессе экономики. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Основные способы и ограничения регулирования монопольных рынков. Эволюция взглядов на монополию и антимонопольную политику. Российское антимонопольное законодательство.
Рынок труда (3 часа)
Производный спрос. Спрос фирмы на труд. Заработная плата в экономической теории и практике. Предложение труда для отдельной фирмы. Равновесие на локальном рынке труда. Минимальная оплата труда. Роль профсоюзов.
Рынки земли и капитала (4 часа)
Понятия капитала и рынка капитала Процент как цена капитала. Дисконтирование. Приведенная стоимость. Смысл ставки дисконтирования и ее выбор. Цена капитала. Рынок земли (природных ресурсов). Цена земли. Земельная рента.
Общественные блага (2 часа)
Понятия несостоятельности рынка и государства.
Общественные блага и услуги, их свойства. Чистые общественные блага. Неконкурентность и неисключаемость. Классификация благ по характеру получения и по характеру потребления.
Источники финансирования чистых общественных благ. Эффективность общественных благ. Государственный механизм и принятие общественных решений.
Внешние эффекты (2 часа)
Положительные и отрицательные внешние эффекты. Общественные и частные издержки. Экономический подход к экологии. Проблемы и способы государственного регулирования внешних эффектов.
Распределение доходов (2 часа)
Доходы населения и их источники. Дифференциация доходов. Опасность выравнивания доходов. Последствия сильной дифференциации доходов.
Измерение неравенства доходов. Кривая Лоренца и коэффициент Джини.
Раздел I. БИЗНЕС (16 часов)
Предпринимательство и предприниматель (2 часа)
Коммерция и бизнес. Понятия предпринимательства и предпринимателя. Виды предпринимательства. Эволюция взглядов на предпринимательство. Роль предпринимательства в экономййфактеристика предпринимателя. Склонность к риску. Мотивы предпринимателя. Предприниматель и фирма. Внутрифирменное предпринимательство.
Предприятия и их организационно-правовые формы (4 часа)
Юридические лица. Некоммерческие предприятия. Общая классификация фирм по правовому статусу. Формы предприятий в России. Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Производственные кооперативы. Объединения предприятий. Малый бизнес.
Менеджмент (4 часа)
Понятия менеджмента и менеджера Организационная структура. Принципы менеджмента. Механизмы координации. Организация производства. Управление персоналом. Мотивация и контроль.
Маркетинг (4 часа)
Понятие маркетинга История и эволюция маркетинга. Поведение покупателей на рынке. Сегментация рынка. Жизненный цикл товара. Реклама. Качество. Стимулирование сбыта.
Бизнес-план (2 часа) Понятие бизнес-плана. Его назначение и структура. Процесс планирования.
В результате изучения экономики на профильном уровне в 10 классе ученик должен
Знать/Понимать
· смысл основных теоретических положений экономической науки;
· основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства;
Уметь
· приводить примеры: взаимодействия рынков;
· описывать: предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы,
· объяснять: экономические явления с помощью альтернативной стоимости; выгоды обмена; закон спроса;
· сравнивать (различать): спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, организационно-правовые формы предприятий, акции и облигации;
· вычислять на условных примерах: величину рыночного спроса и предложения, изменение спроса (предложения) в зависимости от изменения формирующих его факторов, равновесную цену и объем продаж; экономические и бухгалтерские затраты и прибыль, смету (бюджет) доходов и расходов;
· применять для экономического анализа: кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства, товары-заменители и дополняющие товары;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• исполнения типичных экономических ролей;
• решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;
• совершенствования собственной познавательной деятельности;
• оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;
• осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации
Скачать полную версию рабочей программы по экономике 10 класс