Рабочая учебная программа СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО)
общего образования по ЭКОНОМИКЕ (базовый уровень)
Рабочая учебная программа по экономике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, и предназначена для учащихся 11-х классов, не занимающихся по программе профильного курса экономики. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса, определяет набор самостоятельных и практических работ, выполняемых учащимися.. Данная программа представляет собой модуль "Экономика" в курсе "Обществознание" в 11 классе. Рабочая программа для 11 класса рассчитана на 34 учебных часа (2 часа в неделю) в первом полугодии учебного года.
ЭКОНОМИКА (34 часа)
Экономика и экономическая наука (2 часа)
Экономика и экономическая наука. Потребности. Ограниченность ресурсов. Свободные и экономические блага. Выбор и альтернативная стоимость. Факторы производства и факторные доходы.
Главные вопросы экономики. Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем. Собственность. Конкуренция. Экономическая свобода.
Рыночные отношения в современной экономике. Особенности современной экономики России. Экономическая политика Российской Федерации.
Рынок (4 часа)
Спрос и предложение. Рыночные структуры. Рынки сырья и материалов, товаров и услуг, капиталов, труда, их специфика.
Совершенная и несовершенная конкуренция. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Естественные монополии, их роль и значение в экономике России.
Экономика предприятия. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки.
Основные источники финансирования бизнеса. Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Финансовый рынок. Особенности развития фондового рынка в России.
Основные принципы менеждмента. Основы маркетинга.
Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости в России.
Деньги и их функции. Банковская система. Роль Центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Процент. Другие финансовые институты: паевые и пенсионные фонды, страховые компании. Кредитно-финансовая политика государства.
Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства.
Государство и экономика (4 часа)
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Потребители. Защита прав потребителей.
Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Основы денежной и бюджетной политики государства. Государственный бюджет. Государственный долг.
Экономическая деятельность и ее измерители. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.
Элементы международной экономики (3 часа)
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. международное экономическое сотрудничество и интеграция. Факторы формирования валютных курсов. Глобальные экономические проблемы.
Резерв учебного времени 4 часа.
Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися
Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
~ работу с источниками экономической информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
~ критическое осмысление актуальной экономической информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
~ решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
~ освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (в школе, общественных местах и т.п.);
~ применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения;
~ аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
~ написание творческих работ по экономическим вопросам.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения экономики на базовом уровне ученик должен
Знать/понимать
~ функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.
Уметь
~ приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;
~ описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;
~ объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
~ получения и оценки экономической информации;
~ составления семейного бюджета;
~ оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.